Журналисты ведущих российских изданий, агентств и телекомпаний, рассказывающих о спорте, побывали на гонках Formula 1 в Баку. Пресс-тур был организован Союзом журналистов и Федерацией спортивных журналистов России.

 

Есть такое понятие – "бакинский дворик". Формула 1 Гран-при Баку и его трасса и напоминает мне этот "бакинский дворик": милый, уютный, домашний и, местами, иногда весьма и весьма неожиданный…

 

И вот каждый год неделю "бакинский дворик", а точнее столица Азербайджана - Баку - переживает автомобильный бум, или даже можно назвать это – безумие. Центр города превращается в гоночную трассу Формулы 1.

 

Везде звучит многоголосье различных языков, особенно, в Старом городе, где азербайджанский язык уступает ведущие позиции русскому, английскому и другим, чьи гонщики представлены в Формуле. В этом году особенно много лично мне встречалось поляков и финнов.

 

Перейти многие центральные улицы можно только по мостам, сооруженным специально к гонке. На что пожилые бакинцы, естественно ворчат, а молодежь воспринимает это с улыбкой, как бесплатный квест. Но и те, и другие гордятся тем, что Баку стал вторым, после Сочи, городом из постсоветского пространства, где проходит мировой автомобильный Гран-при. В России супер гонка впервые прошла в 2014 году, в Азербайджане – 2017.

 

Но есть и еще один повод гордится: как сказал министр спорта Азербайджана Азад Рагимов, ссылаясь на исследования консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhoseCoopers, прибыль за 2017/18 годы составила 277,3 млн долларов. Согласитесь, эта сумма впечатляет! Вот только один конкретный пример, как зарабатывают организаторы деньги: в дни гонки вход в привилегированный PaddocClub стоит 5 000 долларов и билетов не достать! Зарабатывают на гонке и рядовые бакинцы, те которым повезло жить рядом с трассой. Мои соседи по самолету Баку - Москва рассказали что каждый из них заплатил по 54 000 рублей за проживание в большой и очень хорошей трехкомнатной квартире с прямым обзором участка трассы рядом со Старым городом.

 

Старый город в Баку, вообще, мистическое место. Во время заездов Формулы 2, соревнования которых предваряют главную гонку, у женщины в Старом городе случились роды… И вот эти самые мосты-переходы и лифты, которые там есть, позволили донести коляску с роженицей до "скорой помощи". Женщина благополучно родила двойняшек. Интересно, как назовет она малышей?

 

Бакинская трасса по признанию самих пилотов Формулы 1 одна из самых сложных, если не самая сложная в мире. Она сочетает в себе узкие и острые повороты Монако и скоростные участки итальянской Монцы. Всего трасса - Формула 1 Сокар Азербайджан Гран-при 2019 – таково официальное название - составляет 6,01 км. А движение по нему идет против часовой стрелки.

 

Количество кругов равняется 51 и, таким образом, пилоты на своих болидах должны промчаться 306, 51км. На этой трассе был и установлен полуофициальный рекорд всех трасс Формулы 1 – 378 км/час - подчеркнул главный промоутер Гран-при Азербайджана Ариф Рагимов. Он рассказал мне, что сам не только проезжает все бакинское кольцо на автомобиле не раз, но и проходит его пешком. При этом он подчеркнул, что конфигурация трассы не менялась и организаторы пока не собираются ее менять: и пилотов и болельщиков все устраивает.

 

Болельщиков, кстати, в этом году собралось 85 000. Это только тех, кто купил билеты на трибуны и в фан зону. На трибунах, которые вмещают 18 000 болельщиков, свободных мест, как и все годы, не было. Ну, а так, практически весь центр города превращается в авто-стадион. И точное количество никому не известно! Зато известно, что конкурс на место волонтера на Гран-при составляет 3,35 человека на место. В этом году подали заявки 10000 человек, право поработать получили – 3000. Строжайший отбор проходят и маршалы, в обязанности которых входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. В Баку их - 300 на 40 точках трассы.

 

Помощь маршалов на Гран-при Азербайджана в этом году понадобилась и не раз. И об этом чуть ниже. А один раз понадобилась помощь и самим маршалам. Пилот Формулы 2, индонезиец Шон Гелаэль неожиданно для всех вдруг решил завести болид во время транспортировки и нажал на газ. Двое маршалов, к счастью, отделались, легкими ушибами.

 

В первый тренировочной сессии пилот Джордж Рассел из команды "Уильямс" попал на люк, который взлетел и повредил болид. Как объяснил А. Рагимов, проржавевшие крючки люка были расшатаны другими болидами, которые промчались по нему. Перед "Уильямсом" по люку проехал болид "Феррари", который окончательно его расшатал. Организаторы принесли извинения команде "Уильямс", подчеркнув, что страховка покроет все расходы. При этом А.Рагимов отметил, что такое, к сожалению, случается на многих трассах Формулы 1, недавно, например, в Китае и Малайзии. И, что он сам лично обошел все люки, которых более трехсот, и проверил со своей командой их крепеж. Немного отвлекусь и скажу, что однажды такой же люк, но в Париже, помешал стать победителем заключительного этапа велогонки Тур де Франс российскому гонщику Сергею Ушакову. А велосипед, сами понимаете, во сколько раз легче гоночного авто-болида.

 

В очередной раз не повезло российскому пилоту команды "Торо Россо" Даниилу Квяту, который после квалификации занимал 6 позицию. Увы, уже в самом начале он задел задним правым колесом бетонное ограждение. И если здесь вина пилота очевидна то, что произошло потом редко увидишь. На 34 кругу пилот "Рено" австралиец Дэн Риккьярдо пошел на обгон Д.Квята в очень узком месте. Поняв, что в поворот не сможет вписаться Д.Риккьярдо решил проехать прямо и попал в зону безопасности. Из-за маневра австралийцы в эту же зону попал и наш пилот. Д.Риккяьрдо словно и не видел Д.Квята, дал заднюю скорость и, как говорят у нас, со всей дури влетел в болид россиянина. В итоге оба сошли с дистанции. Австралийца признали, естественно, виновным и лишили трех мест на старте в Барселоне.

 

Однозначным победителем Формула 1 Сокар Азербайджан Гран-при 2019 стал "Мерседес", чьи пилоты финн Валттери Боттас и англичанин Льюс Хэмилтон заняли 1-е и 2-е место соответственно, а 3-й на пьедестале - немец Себастиан Феттель "Феррари".

 

В.Боттас финишировал с результатом 1:31.52,942. Таким образом, его средняя скорость на трассе, напомню это 51 круг – 306, 51 км, равняется 200,94 км/час!

 

Оригинальным и одновременно для тех, кто понимает, сделали организаторы пароль для входа в интернет в пресс-центре Гран-при: Bakugp1001. Думаю, и вы понимаете, что это значит. Нет? Даю свою версию расшифровки пароля: Баку Гран-при 1001- ну, просто сказка!

 

За помощь в организации поездки на FORMULA 1 SOCAR AZERBAIJAN GRAND PRIX 2019 и подготовке материала благодарим Р.Гусейнова, М.Мирсалимова, Ш.Каримова

 

Александр Ухов