Новости

 

В спортивной журналистике до недавних пор, пожалуй, существовала одна серьезная несправедливость. Эти люди освещали бесчисленное количество турниров самого разного масштаба по всему миру, но не было ни одного состязания для самих спортивных журналистов, в котором можно было бы посоревноваться с сильнейшими коллегами из разных стран. К счастью, в прошлом году идею воплотили в жизнь: Международная федерация спортивной прессы (AIPS) совместно с Abu Dhabi Media объявила конкурс, поучаствовать в котором могли все желающие спортивные журналисты - как пишущие, так и радийщики, как фотографы, так и авторы документальных фильмов и даже блогеры. Никаких ограничений по возрасту или опыту работы, условие одно - работа должна была быть переведена на английский язык для того, чтобы ее смогли оценить судьи.

 

За лучшие работы назначили солидные призы: победителям доставалась статуэтка, выполненная в форме Жемчужины - именно она стала главным символом конкурса, а также десять тысяч долларов призовых. Занявшие второе и третье места получали по пять тысяч. Конкурс проходил в несколько этапов, самым долгим из которых была подача работ. Всего 724 заявки из 86 стран было принято организаторами. В ноябре объявили шорт-лист из десяти лучших в каждой номинации. Туда попали трое россиян, а затем стали известны тройки финалистов. В их число попали глава Федерации спортивных журналистов России, заместитель главного редактора "Российской газеты" Николай Долгополов со статьей "The Football of 1943" и фотограф "Советского спорта" Дарья Исаева за ее снимок "Relax in heaven", которые заняли третьи места в своих номинациях. При этом распределения мест в тройке участники не знали до последнего, поэтому выход на сцену для победителей был полной неожиданностью на гала-вечере, который прошел 15 декабря в Абу-Даби в небоскребах Etihad Towers.

 

Этот конкурс, Sport Media Pearl Awards, еще не дойдя до финала окрестили чемпионатом мира среди спортивных журналистов. Все верно - есть и правила, и критерии, и строгое жюри, куда вошли лучшие журналисты из разных стран, включая президента AIPS Джанни Мерло, а специальным послом стал известный китайский баскетболист Яо Мин. Выбор главного символа - Жемчужины - тоже не случаен, организаторы сравнили работу современных журналистов с ремеслом ловцов жемчуга - именно так сложно суметь найти по-настоящему прекрасную и ценную историю и вытащить её с морского дна на поверхность.

 

СПОРТ КАК ТВОРЕЦ ПОБЕДЫ

 

В этот год 70-летия Великой Победы Николай Долгополов писал серию статей, посвященных большой дате, некоторые из них были и о спорте. Одна из них о матче смерти, который играло "Динамо" в Киеве, другая - "Футбол 43-го" о матче "Трактора" и московского "Спартака" в Сталинграде, та самая история, которая и стала призером в номинации лучшая статья.

 

"Для меня это были важные статьи в моральном плане, потому что я в своё время туда ездил, очень много говорил с участниками событий того времени. В Волгограде в 80-е годы многие были живы из тех, кто тогда играл. Они мне рассказывали, как всё это было", - поделился Долгополов.

 

А жили герои тех времен, по его словам, в лишениях - порой даже не в землянках, а небольших погребах, питались ужасно, а перед работой просыпались пораньше и шли тренироваться. Даже афишу матча негде было повесить - не осталось ни одной стены или дома. "Меня тогда это очень потрясло, - продолжил он, - потому что это был футбол в фактически убитом, мёртвом городе, который вставал после великой Сталинградской битвы. Ничего не было. Мне ещё запомнилось, они рассказывали, что немцы это поле, на котором произошла игра, заминировали, хотя там было кладбище для немецких солдат. И несколько молодых саперов, которые подошли довольно неосторожно к своей работе, погибло там".

 

И Долгополов стал искать участников того памятного матча. "Все как один оказались без этой футбольной размашистости, все очень трогательно, искренне рассказывали об этом. И всё это было так спонтанно, потому что город был весь в разрухе, людей фактически не было, и когда набралось, наверное, около десяти тысяч болельщиков, это было полное счастье для всех. Читал, что перед началом игры мяч скинули с пикирующего бомбардировщика. И, будучи настырным журналистом, пытался найти того человека, который мяч скинул, мне было интересно, как его судьба сложилась. Я так и не нашёл его живым", - рассказал он.

 

"Прошли годы, и я вспомнил этот эпизод как раз во время празднований в честь 70-ти летия Великой Победы. И снова написал статью для газеты, полная версия на английском языке вышла в «Russia Beyond the Headlines». Как переводчик по образованию, я долго спорил с американцем, который её переводил. Он, кстати, перевёл её очень хорошо, но было очень много американизмов. Но что удивило меня: очень много заходов на эту статью было. То есть не зря я её написал, люди читают такие вещи. История ведь - это такой миг, он вечен, и в то же время он исчезает. Если ты вовремя не поговорил со своими героями, не записал их аккуратно, не расшифровал, не придал этому свою эмоциональную окраску, то люди уходят", - добавил Долгополов.

 

Он подчеркнул важность того, что такие матчи должны оставаться в памяти людей, потому что они тоже часть Великой Победы. "Тот матч, который они сыграли в Сталинграде, на мой взгляд, был не менее важен, чем какой-то отдельно взятый бой. Потому что это был бой за то, чтобы светлое и чистое, родное пришло в ту совершенно ужасную, жуткую атмосферу, когда город был весь разрушен. И дело не победе в том матче, дело вообще в том, что они встали и сыграли. Это тоже самое для меня, что встать и пойти в атаку. Я рад, что этот посыл поняли люди не только в нашей стране, которая выиграла эту войну, но это поняли и люди, которые собственно такой тяжелой войны не пережили, как мы, русские. И если они включили её в число трёх лучших работ, это уже большая честь не для меня, а для того подвига, который наши русские люди совершили. Люди поняли, что это был военный подвиг нашего русского, советского в то время народа, и что футбол помогал в самые тяжелые времена", - резюмировал Долгополов.

 

ЗНАК ВЕРНОГО ПУТИ

 

Дарья Исаева начинала учебу на факультете журналистики, еще не зная, что станет фотографом, а к последнему курсу определилась, к чему на самом деле лежит душа. Она начала снимать футбольные матчи и параллельно писала диплом по фотожурналистике, а затем еще год посвятила образованию по новой специальности. Вскоре, прислав наудачу свои работы с матча ЦСКА - "Спартак" в редакцию и забыв об этом, она узнала, что именно ее фотографии стали обложкой и вошли в газету. Через полгода она стала штатным фотографом и вот уже пять лет работает в "Советском спорте", за ее плечами ряд крупных соревнований, в том числе и Олимпиада-2014 в Сочи.

 

Эту карточку - спортсмена, парящего в буквальном смысле слова на фоне музея Гуггенхайма на фоне, будто лежа на облаках - Исаева сделала в Бильбао на соревнованиях по хайдайвингу - Red Bull cliff diving series в Бильбао. В тот пресс-тур фотограф попала почти случайно, захватив с собой только один "полтинник".

 

"У меня с собой был совершенно небольшой набор техники: одна камера, один объектив 50 мм, на который и снята эта картинка. Я сама удивилась тому, насколько это всё красиво и зрелищно, а потом с техникой мне помогли местные коллеги, дали другие объективы, чтобы я сняла покрупнее нашего спортсмена, который, кстати, выиграл тот этап. Вскоре после этого хайдайвинг попал в программу чемпионатов мира", - рассказала Исаева.

 

Этот сюжет ей показался интересным, а карточку пришлось выбрать из целой серии, где атлеты застыли в небе в причудливой геометрии своих прыжков. Понравилась именно эта, где спортсмен летел горизонтально, расставив руки в стороны, - если присмотреться, будто бы отдыхал на облаке.

 

"Точка съемки была достаточно типичной: заходишь в зону, где проводились соревнования, и слева от тебя мост - место, где заняли позиции все коллеги на разной высоте. Но мне хотелось, чтобы человек прыгал не на фоне музея, а на фоне неба. И мне очень повезло, буквально на пару минут серое небо разорвало маленькое голубое пятно, и получилось так, что спортсмен практически на облачках в этом пятне лежит, а всё остальное небо серое", - рассказала Исаева.

 

Фотограф поняла, что с таким необычным фоном можно сделать какой-то интересный кадр. "Поняла, что можно сделать что-то интересное, потому что очень крутой фон, музей Гуггенхайма, и когда они прыгают, складываются в геометрические формы. У меня было достаточно много вариантов, но мне показалось, что он выглядит достаточно симпатично, лежит на облачке. Хотя было много вариантов, где он складывается и уголком и ручки, ножки у них по-разному в небе тоже красиво", - отметила она.

 

Работа газетного фотографа, по словам Исаевой, порой подразумевает под собой рутину, несмотря на все разнообразие. Каждый день порой нужно снимать разные виды спорта в разных условиях, но возможности что-то придумывать попросту нет. А если идеи и появляется, то чаще всего не хватает времени на их реализацию. "По-настоящему красивых фотографий получается мало, из-за того, что ты каждый день снимаешь что-то новое и к этому совершенно не подготовлен, - поведала фотограф. - Ты должен принести резкие снимки, рассказывающие о событии доступно и понятно для каждого читателя газеты. А всю "красоту" ты делаешь после основной программы. Быть свободным художником и думать заранее, чего ты хочешь, это, конечно, возможно, но если у тебя есть на этом время".

 

"Я уже пять лет работаю в газете, и сейчас у меня есть некоторая усталость, поэтому конкурс для меня стал мотивацией к тому, что надо двигаться дальше, развиваться, не забывать о том, что у тебя получается хорошо работать. И когда ты получаешь такие награды, когда тебя выделяют, начинаешь по-другому относиться к своей работе; ты понимаешь, что делаешь всё не зря: твои фотографии нравятся ещё кому-то кроме тебя, кто-то их оценивает положительно", - резюмировала Исаева.

 

Елена Соболь

Абу-Даби - Москва

Корреспондент отдела подготовки новостного контента

Редакция Р-Спорт МИА «Россия сегодня»

"СЕРЕБРЯНАЯ ЛАНЬ - 2024"

Заполните форму для онлайн-голосования

Голосовать